Человек, создавший бизнес с нуля, — вот настоящий герой нашего времени

07-03-2010
Человек, создавший бизнес с нуля, — вот настоящий герой нашего времени

Само существование бизнеса Алексея Волкова - явление модернизации

На встречу со мной Алексей Волков, генеральный директор компании «Смарт» из города Златоуста Челябинской области, привез два мешка семечек, произведенных его заводом. После увлекательной беседы с ним я открыла пакетик — когда-то мы с мамой очень любили грызть семечки вечерами перед телевизором. Мы покупали их в Бердянске, где я проводила лето в детстве. Торговали ими бабули, сворачивая кульки из газеты — маленький стоил 10 копеек, большой — 20. Семечки от Алексея напомнили детство: они оказались такими же вкусными.

Почему именно семечки? После армии Алексей устроился работать в ОМОН, был в горячих точках. В 1996 году решил заняться бизнесом. Почему? «Просто терпеть не мог тупых начальников, да и вообще никого над собой». Сначала он занялся грузоперевозками: купил старый грузовик, сел за руль, но очень скоро обнаружил, что все заработанные деньги уходят на запчасти. Потом обратил внимание на семечки — они вроде бы продавались на каждом рынке, однако качество страдало. «Это наш традиционный продукт, но у бабушек семечки были не всегда хорошие, иногда пережаренные», — говорит Алексей. Он стал обдумывать возможность изготовления семечек промышленным способом. Думал и считал целый год.

Поверив в себя, продал квартиру, в которой жил с женой и маленьким сыном, и уехал из Златоуста в другой небольшой уральский город, Катав-Ивановск, где знакомый предложил цех в аренду. «Я взял на себя всю ответственность — как говорят, сжег все мосты, — вспоминает Алексей. — На деньги с квартиры купил одну жаровню и два фасовочных полуавтомата, на которых работали вручную, фасовали, дернув за рычаг. Кредитов не брал, да и кто даст?». 

Жена Ольга не только поддержала его решение, но и стала начальником цеха. «Страшнее всего было нанимать первых семь человек, главное было вовремя выплачивать зарплату», — вспоминает Алексей. Семечки сразу начали производить крупными партиями (мерили КамАЗами) — Волков говорит, что хотел все ставить на профессиональную основу, организовывать дистрибуцию. «Ориентировался на Coca-Cola, Wrigley», — говорит он. Через несколько лет в цехе Волкова работало уже 800 человек.

У компании сейчас три торговые марки: «Белочка», «Золушка» (под этим названием продают тыквенные семечки), «Джинн». Расширять ассортимент за счет других товаров Алексей не собирается. «Ведь семечки — это так сложно! Разные сорта — какие-то можно жарить, какие-то нет, обработка разная. У автопроизводителей и то, наверное, проще», — шутит он. Конкуренция чрезвычайная: в некоторых ларьках представлены семечки десятка производителей, разброс цен — в пределах 50 копеек, что не является для покупателя определяющим фактором при выборе.

Алексей делает упор на репутацию: он первым на этом рынке начал размещать в местах продаж рекламные материалы. Создал внутренний стандарт качества. Но, говорит он, главная ценность его бизнеса — команда. Офис — в Златоусте, а производство в 120 км, в депрессивном Катав-Ивановске. География, впрочем, не проблема, если набрать правильных людей. «Выносят же компании производство в Китай», — говорит Волков.

«Первые два года мы набирали людей в команду, как золото намывали, очень долго», — говорит Алексей. В компании есть программа обучения, не жалеет Волков денег и на тренинги. Особенно помогло развитию бизнеса умение продавать. «Чтобы попасть на рынок, надо иметь очень стойкий характер, — говорит предприниматель. — Продавец должен несколько раз услышать нет, прежде чем ему скажут да. Нас никто не знал, нам отказывали, отказывали, но мы все равно шли на пятый и на шестой раз. Так вот потихоньку наладили сбыт».

Предприниматель быстро научился делегировать полномочия. Сам он курирует только производство и общие вопросы, отдельный менеджер отвечает за сырье, отдельный — за продажи. Разделение функций, по словам Волкова, помогло его фирме быстрее набрать обороты. «Хозяин, какой бы он ни был, один ничего не сделает: в сутках 24 часа, из них 8–10 рабочих. Самое важное — развивать сотрудников, потом уже они развивают бизнес», — говорит Алексей.

Отмечает, что особых проблем у его бизнеса нет. Когда отдаешь товар на реализацию, «кидалова» много, но он относится к мошенникам как к неотъемлемой части общества, этаким санитарам леса, которые учат предпринимателей быть дальновиднее. Попыток захвата бизнеса не было. «Не будь меня в этом бизнесе, он бы не являлся тем, что сейчас есть. Рынок не стоит на месте: перестал крутить педали, сразу свалишься. Рейдерам мой бизнес не интересен. В моем бизнесе надо вкалывать, без человека все развалится», — говорит предприниматель.

В кризис, говорит Волков, продажи не упали, компания расширяет сбыт. Я слушала Алексея и думала, почему мы так мало знаем о таких предпринимателях? Почему мы чаще слышим «мошенник» и «вор», чем «молодец», «созидатель»? Ведь такие люди, как Волков, как его команда, и есть — не боюсь громкого слова — основа России. Человек, создавший бизнес с нуля, без единой копейки чьей-либо помощи, рискнувший благополучием своей семьи ради своей мечты и выигравший, — вот настоящий герой нашего времени. Ежедневная ответственность за людей, за производство, за семью заставляет его двигаться вперед и работать, работать, работать. Наверху рассуждают: готов ли российский предприниматель к модернизации? Алексей Волков не просто готов, а уже давно ею занимается. Само существование его бизнеса — явление модернизации. Не будь автоматизированного производства, старушки до сих пор торговали бы семечками, жаренными на сковородках. И таких предприятий тысячи в России, надо просто выйти из кабинетов и внимательно посмотреть вокруг.

Источник: www.forbesrussia.ru



Версия для печати
Назад, к обзору всех новостей на сайте