Как магазины вынуждают нас переплачивать по банковским картам

15-09-2009

Как выяснил один из наших читателей, некоторые магазины вынуждают своих клиентов переплачивать при оплате покупок по карте. Разобраться в ситуации помогли эксперты

— Недавно попал в удивительную ситуацию. Хотел купить лампу в крупном мебельном магазине «Интерьер Плаза» в Дзержинском, пошёл оплатить покупку на кассу, но продавцы сказали, что, мол, своей кассы у нас нет. Зато есть касса банка «Империя», с которым мы сотрудничаем, — платите туда. Я был поражён, но согласился. Однако при попытке заплатить при помощи пластиковой карточки поразился ещё сильнее: сверх цены покупки с меня собирались взять комиссию 0,5 процента «за обналичку средств» через терминал банка. Плюс потребовали паспорт: по водительским правам карты они вообще не принимали. От покупки я, естественно, отказался (хотя ради неё проехал энное количество километров), но осталось масса вопросов. В этой схеме вообще хоть что-нибудь законно? Алексей, Москва

Ситуация действительно удивительная. Аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин уверен, что её вообще не может быть. По словам эксперта, у любого хозяйственного субъекта, занимающегося розничной торговлей, должен быть свой кассовый аппарат. При нём может быть и терминал для приёма банковских карт, однако никакой комиссии при оплате покупки через такой терминал быть не может. На самом деле, это магазин берёт на себя эту самую комиссию и уже постфактум оплачивает услуги банку или оператору денежных переводов.

— Цена покупки никак не зависит от способа её оплаты, — говорит Клягин. — Есть, правда, магазины, которые карты вообще не принимают, но тогда в их помещении, как правило, установлены терминалы нескольких банков, чтобы покупатель мог снять наличные и расплатиться.

А вот председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин утверждает, что такая схема оплаты совершенно законна и действует в нескольких магазинах мебели и автосалонах.

— Каких-либо требований закона о том, что компания должна иметь собственный контрольно-кассовый аппарат, нет. Магазин может пользоваться услугами банка. Другой вопрос — вопрос комиссии. Комиссионные должны включаться в цену товара, иначе потребитель может предъявить претензию продавцу за списание средств с его карты — ведь его об этом списании не предупредили.

Ещё один нюанс — требование паспорта. Как объяснил Янин, документ нужен не столько для подтверждения личности держателя карты, сколько для соответствия так называемому «антиотмывочному» закону. При любом переводе денежных средств (а оплачивая покупку, вы именно его и совершаете) банк обязан заносить в свою базу паспортные данные клиента.

— Для потребителя это крайне неудобно и неприятно. Я бы не советовал покупателям пользоваться подобными услугами, поскольку после этого их паспортные данные оседают непонятно у кого, — предостерёг Янин.

Кстати, если вы оплачиваете покупку по карте в кассе всё-таки самого магазина, требовать от вас паспорт по закону не должны. Введения пин-кода достаточно для авторизации карты; а просьба показать документ — страховка на случай возможного мошенничества либо исполнение требования банка, с которым работает продавец. При этом за удостоверение личности должен приниматься любой документ с вашим именем, ведь предъявлять паспорт вы  обязаны только по просьбе определённых законом лиц, а кассиры в их число не входят.

Источник: www.aif.ru



Версия для печати
Назад, к обзору всех новостей на сайте