G20: Чуда не произошло

02-04-2009
G20: Чуда не произошло

Уго Чавес возмущен, Джордж Сорос приятно удивлен, Барак Обама вызывает огонь на себя, а российские эксперты считают, что «чуда не произошло». Такова реакция участников, специалистов и наблюдателей на итоги саммита «большой двадцадки», завершившегося накануне в Лондоне.

По словам Гордона Брауна, преодолев серьезные разногласия, участники G20 достигли консенсуса по принципиальной реформе мировой финансовой системы, определив шесть основных моментов: увеличение ресурсов МВФ и выделение средств для помощи наиболее пострадавшим от кризиса странам; борьба с «налоговыми оазисами»; регулирование бонусовых выплат менеджменту компаний и банков; национальные пакеты конъюнктурных мер; ужесточение контроля за финансовыми рынками; обеспечение устойчивости национальных экономик. «Мы предпринимаем беспрецедентную финансовую экспансию, которая сохранит или создаст миллионы рабочих мест, которые были уничтожены по всему миру», - заявил Браун. Такие шаги, по мнению премьер-министра Великобритании Гордона Брауна, ускорят восстановление мировой экономики. По его мнению, это может произойти раньше, чем прогнозировал МВФ. В последнем прогнозе, опубликованном в конце января 2009 года, Фонд прогнозировал падение глобального ВВП на 0,5% в этом году и постепенное восстановление экономики в 2010 году до 3%.

Президент же Венесуэлы Уго Чавес подверг резкой критике решения, принятые накануне в Лондоне на саммите «большой двадцатки» по спасению глобальной экономики. «Я не ожидал, что на саммите G20 будут приняты столь непродуманные и глупые решения, хотя, что от них ожидать», - заявил Чавес в телефонном интервью государственному телеканалу Venezolana de Television из Тегерана. «Чего только стоит решение выделить МВФ и Всемирному банку 500 миллиардов долларов. Это то же самое, что бросать впустую грифам мясо - никакого толка не будет, только еще хуже будет», - считает лидер Венесуэлы. Так же он высказал сожаления в связи с тем, что на саммите в Лондоне не нашло отклика предложения России и Китая о создании наднациональной валюты. А вот  американский президент Барак Обама, основной итог саммита подвел весьма красноречиво, заявив, что США и дальше останутся мировым лидером, несмотря на кризис и разговоры об утрате долларом позиций мировой резервной валюты.

Российские эксперты, констатируя двухдневный рост финансовых и сырьевых рынков, отмечают, что «чуда не произошло». По словам Алексея Павлова, замначальника аналитического департамента ФГ «Арбат Капитал», его и не могло произойти, поскольку у стран-участниц слишком разные экономические и политические интересы. «Пожалуй, единственной конкретной мерой, озвученной в итоговом коммюнике, стало выделение около $1.1 трлн. на борьбу с кризисом. Не густо, если вспомнить, что только ФРС США, только на выкуп облигаций готова потратить больше. Из них на $500 млрд. будут увеличены ресурсы МВФ для поддержки бедных и наиболее пострадавших от кризиса стран. Т.е. будут потрачены на латание экономических пробоин, полученных во время кризиса», - отмечает эксперт.

Аналитики отмечают, что еще $250 млрд. будет направлено на содействие международной торговле, правда пока непонятен механизм использования этих средств. Вдобавок среди акционеров МВФ будет размещено 250 млрд. SDR (около $370 млрд.), что позволит странам-акционерам проводить более гибкую финансовую политику.  

«Все остальные положения в коммюнике являются не более чем декларацией о намерении. Вновь озвучен курс на борьбу с протекционизмом, обещано скорейшее завершение Дохийского раунда переговоров в рамках ВТО. Вызывает улыбку, особенно если вспомнить, что тот самый Дохийский раунд начался в далеком 2001 году, и за прошедшие восемь лет не было даже намека на сближение позиций переговорщиков. Банковское регулирование решили пока не ужесточать, что в целом правильно, однако к этому вопросу вернутся после кризиса. А вот оффшоры, хедж-фонды, бонусы и рейтинговые агентства попадут под пристальное внимание чиновников, как только будет выработан механизм контроля. А вот громко анонсированный Китаем и Россией вопрос о новой резервной валюте даже не обсуждался в ходе саммита», - считает Алексей Павлов.  

Таким образом, резюмирует эксперт, «основная проблема этого «звездных мероприятий» - отсутствие конкретики». Политические противоречия делают механизм принятия решений в рамках G-20 инертным и тяжеловесным. И даже те меры в сфере регулирования финансовой системы, которые планируется проработать, скорее относятся к послекризисному устройству финансовой системы и не помогают бороться с рецессией здесь и сейчас.



Версия для печати
Назад, к обзору всех новостей на сайте