Также необходимо стимулировать и крупные предприятия на взаимодействие с малым бизнесом через поддержку проектов по реструктуризации, передачу ими различных производственных и других функций на аутсорсинг.
Другое чрезвычайно перспективное направление интеграции — создание сбытовых альянсов. Небольшой компании даже на своем рынке трудно пробить себе дорогу, и особенно трудно на рынках в других регионах, не говоря уже о международных рынках. Появление сбытовых альянсов позволяет во многом на равных говорить с мощными структурами. Развитие же системы сбытовых альянсов со временем выходит на создание и продвижение коллективных брендов. Это сложная, долгая и дорогая работа, но она стоит того, чтобы ей заниматься. Свое слово в этом вопросе должно сыграть и государство, в первую очередь в создании нормативной базы, которая бы позволяла предоставлять возможность передачи материальных и нематериальных активов от предприятий в создаваемые организации. По мнению президента Международной ассоциации маркетинговых центров «Система ММЦ», члена президиума НП “ОПОРА” Елены Емельяновой, интеграционные процессы в сфере малого бизнеса будут сильно замедлены без возврата в полном объеме инвестиционной льготы. Если мы хотим, чтобы небольшие компании стали приобретать внутри страны передовые технологии и оборудование, без этой меры не обойтись. Иначе у них не будет на это средств. А с отсталыми в техническом плане предприятиями никто не захочет интегрироваться. Отдельный, но крайне важный вопрос — интеграция отечественного малого и среднего бизнеса в мировое экономическое пространство. Без выхода наших компаний на международные рынки будет трудно поднять его уровень, повысить конкурентоспособность. В развитых странах этой проблеме уделяется много внимания. В России же система поддержки экспорта пока отстает от мировых стандартов. Более того, у нас не действуют никакие критерии для оценки такого содействия. А они необходимы, полагает вице-президент НП “ОПОРА” Владислав Корочкин. Деятельность соответствующих ведомств следует оценивать по количеству заключенных экспортных контрактов малыми предприятиями. Во всем мире существует целая система мер по стимулированию экспорта. Во многих развитых странах государство за свой счет арендует площади на международных выставках и ярмарках и бесплатно предоставляет их малым компаниям. У нас ничего подобного не происходит. Как отсутствует и практика страхования экспорта. Все эти меры особенно важны для инновационного бизнеса, ведь если он будет замыкаться пределами России, он никогда не вырастет до нужных размеров. К тому же выход его на международный уровень не только потребует от него повышения своей конкурентоспособности, но и позволит привлечь дополнительное финансирование из-за рубежа. Это не означает, что в России совсем не занимаются этим вопросом. Минэкономразвития разработало соответствующий набор мер. Но, как полагает Елена Емельянова, он явно не отвечает существующим задачам, пора создавать Федеральную программу по поддержке экспорта. И одним из ее ключевых звеньев должно стать проведение глубоких маркетинговых исследований на предмет того, какая продукция и где может быть востребована. Понятно, что для малого бизнеса подобный мониторинг совершенно не по средствам. Такой вид поддержки существует в Польше, Чехии, где малым компаниям предоставляются бесплатно результаты такой работы. К деятельности по выводу малых компаний за границу должен подключиться и большой бизнес. На Западе это распространенное явление. Например, компания “Бош” на выставках всегда представляет продукцию своих партнеров из малого бизнеса. И это считается там нормально. В развитых экономиках давно усвоили истину, что массированный экспорт является мощным двигателем ее развития. В не самой большой стране Италии существует 123 центра поддержки экспорта. Может быть, поэтому на наших прилавках столько итальянских товаров. Причем произведенных отнюдь не на крупных фабриках и заводах. Говоря о выходе на международные рынки, мы должны мыслить не просто категориями поставки каких-то партий товаров, это позволяет находить в других странах долговременных партнеров, становиться частью больших производственных интернациональных цепочек. А это, в свою очередь, открывает возможность перенимать передовые технологии и современную организацию производственного процесса. И это может стать главным результатом всей этой деятельности. Но пока такие примеры редки. Впрочем, Россия воистину страна парадоксов. Многие наши компании не могут из-за высоких барьеров выйти на зарубежные рынки, а есть фирмы, которые вроде бы успешно на них работают, но хотели бы поставлять товары внутри страны. Один бизнесмен жаловался на то, что поставляет свои товары в 30 стран мира. Но при этом хотел бы не экспортировать свою продукцию, а реализовывать ее в России, так как замучился возвращать НДС. Администрирование его получения настолько усложнено, что отбивает у многих наших предпринимателей заниматься экспортом. Сегодня государство как никогда много и часто говорит о своей поддержке малого предпринимательства. И не только говорит, но и делает несравненно больше, чем раньше. И все же пока отсутствует как ясное понимание, как строить эту работу, так и системный подход к ней. В этой связи очень актуально звучит высказывание Конфуция: “Когда слова не соответствует вещам, дела делаются неправильно и результат не достигается”. Неужели мудрец знал, как будут поддерживать у нас малый бизнес?