Как купить готовый бизнес?

23-11-2010
Как купить готовый бизнес? Совершенно не обязательно создавать свое дело с самого начала, ведь на рынке существуют предложения по продаже готового, уже работающего бизнеса. Минимальная сумма, которой Вы должны располагать для того, чтобы приобрести свое дело, составляет около десяти тысяч долларов. На сегодняшний день популярностью пользуются кафе и салоны красоты. Также неизменным спросом на рынке готового бизнеса пользуются рестораны, автосервисы и автомойки.

Дополнительные вложения в готовый бизнес

При покупке готового бизнеса необходимо не только учитывать его стоимость, но и рассчитать дополнительные вложения в его развитие. Например, для работы пункта по обмену валюты необходимо еще примерно 15-20 тысяч долларов оборотных средств. Существуют и предложения продажи бизнеса, не требующие дополнительных вложений, когда организация переходит новому владельцу вместе с работниками, договорами с потребителями и поставщиками и т.д.

Обычно покупатель готового бизнеса судит о «товаре» не столько по цене, сколько оценивает свои способности и возможности. Например, одними из самых доступных, прозрачных и управляемых дел считаются автомойки, парикмахерские и кофейни. В ту же категорию попадают обычно и рестораны, но из-за сложившейся на сегодняшний день жесткой конкуренции, этот бизнес нельзя отнести к простым.

Часто совсем не рентабельность определяет высокий уровень спроса на тот или иной бизнес. Например, салоны красоты не могут похвастаться высоким уровнем дохода, но спрос на них неизменно высок. Это объясняется, прежде всего, простотой и понятностью такого бизнеса.

Оценка готового бизнеса

При покупке готового бизнеса не стоит самому пытаться его оценить, лучше доверить это дело квалифицированному специалисту, который в состоянии извлечь всю информацию по предприятию и грамотно ее интерпретировать. Специалисты считают, что первое и основное, на что стоит обратить внимание при покупке, – это чистая прибыль от предприятия, причем не по бухгалтерской документации, а прибыль, которую может снять хозяин. Если даже в управленческой отчетности прибыль отсутствует – это повод серьезно задуматься, стоит ли приобретать такой бизнес. По оценкам экспертов, на любых предприятиях существуют расхождения между управленческой и «белой» бухгалтерией. Естественно, компании стараются работать как можно легальнее, но никому не удается вывести в «белую» больше, чем 80 % бизнеса.

Немаловажно учитывать и срок, во время которого дело будет приносить прибыль. Может случиться так, что закончится договор аренды или появятся конкуренты, которые будут выпускать более качественный продукт, или продукция вообще станет неактуальна.

Стоит отметить, что в случае аренды территорий, бизнес стоит дешевле и быстрее окупается, хотя существуют риски, которые связаны с ненадежностью аренды. Если Вы располагаете собственными помещениями или оборудованием, то Ваш бизнес стоит дороже и окупится за более длительный срок, зато в случае неудачи, помещения и оборудование, в таком случае, можно продать.

Неоднозначно оцениваются специалистами нематериальные активы компании, которые принято обозначать термином «гудвил». Гудвил включает в себя деловые связи компании, брэнд, собственные разработки и способности и таланты работников. Конечно же, в малом бизнесе гудвил не так существенен, но бывают случаи, когда он составляет весомую часть от стоимости предприятия. Например, если компания занимается разработкой программного обеспечения. В таком случае на первом плане не помещения или имущество, а таланты и способности разработчиков, связи менеджеров компании и т.д. Разница между ценой, по которой продается фирма, и стоимостью ее имущества – это и есть стоимость гудвила. Сложность состоит в том, что определить денежное выражение гудвила другим способом очень трудно.

Говоря упрощенно, оценка стоимости фирм производится с помощью трех основных способов. Во-первых, путем сравнения рыночных цен на похожие виды бизнеса. Второй метод учитывает средства, которые надо было бы затратить, начиная подобный бизнес с нуля. И третий способ заключается в оценке дохода фирмы и учета сроков ее окупаемости.

Риски при покупке готового бизнеса

Когда Вы приобретаете готовый бизнес, хочется, чтобы между отдачей денег и вступлением в право владения предприятием прошло как можно меньше времени. Не следует забывать, что риски, конечно же, существуют, криминальные, в том числе. Например, может получиться так, что какие-то долги удается скрыть при продаже бизнеса, а потом они могут всплыть на поверхность. Поэтому не стоит пренебрегать помощью консультантов-посредников, которые призваны следить за чистотой сделки. При хорошем посреднике риск неисполнения обязательств сторонами по сделке купли-продажи сводится к минимуму.

Процедура передачи денег от покупателя продавцу довольно проста. Сначала заключается соглашение о намерениях, затем покупатель вносит на счет продавца аванс. Потом следует всесторонняя проверка бизнеса на предмет соответствия заявленным обстоятельствам. В случае если сторону покупателя все устраивает, он открывает в пользу продавца аккредитив и подписывает договор. Продавец допускается к средствам аккредитива только на основании заверенного и подписанного договора, а также зарегистрированного в налоговой учредительного документа.

Передача прав собственнику готового бизнеса

Процедура передачи прав собственности несколько сложнее.Здесь существует несколько способов. Основным является смена учредителей. Плюсом такой операции является то, что нет необходимости замены лицензии и другой документации, надо только зарегистрировать новый состав учредителей в налоговой инспекции. Существенный минус – сохранение кредитной истории предприятия. Здесь существует риск открытия после покупки неизвестных ранее внебалансовых обстоятельств.

Другой способ подразумевает создание нового юридического лица. Активы бизнеса продаются новому лицу либо переводятся иным способом. Способ также довольно прост, недостатком его является необходимость получения новой лицензии и нового комплекта разрешительных документов.

Возможна продажа предприятия и еще одним способом – в форме имущественного комплекса. Специалисты считают, что данный способ самый надежный, в нем отсутствуют вышеописанные риски. Но таких сделок очень мало, так как немного случаев регистрации предприятия как имущественного комплекса.

И, наконец, последний способ продажи – через ликвидацию. По взаимной договоренности продавец начинает процедуру ликвидации, его имущество описывают, а затем продают на аукционе, где его и приобретает покупатель. Правда, существует риск, что другой покупатель перебьет цену, но по заверениям специалистов, при грамотном подходе продажа бизнеса нужному покупателю гарантирована.

Продавцы готовых бизнесов

Сегодня существует около 60 компаний, заявляющих о своей специализации по продаже бизнеса. На самом деле, этим занимаются не более десятка фирм, а остальные заняты преимущественно информационным обеспечением – создают каталоги в Интернете по покупке-продаже готового бизнеса. Такая работа, конечно же, тоже необходима, но все же самое важное – это оценка бизнеса, консультации, информация и сопровождение сделки. Хороший посредник грамотно готовит бизнес к продаже, часто выступает в роли консультанта, помогает «очистить» бизнес. Он же обеспечивает правовое сопровождение сделки, а иногда и решает вопросы безопасности. Услуги такого посредника обойдутся примерно от двух до пятнадцати процентов от общей суммы сделки, оплачиваются эти услуги чаще всего продавцом.

Факт купли-продажи бизнеса не является объектом налогообложения. Другое дело, если в процессе сделки переходило имущество или если бизнес продавался путем покупки долей или акций и цена покупки превосходила номинал. Эта разница - доход продавца и облагается подоходным налогом (13%) (если речь идет о физическом лице). Очевидно, что в случае с ООО стопроцентная доля предприятия может оцениваться в 10 тысяч рублей по номиналу уставного капитала, но бизнес может стоить 100 000 долларов. То есть разница между номиналом и рыночной ценой получается 99 700 долларов и должна облагаться налогом как доход продавца. Зачастую формальная стоимость бизнеса занижается либо стороны договариваются поделить бремя налогов. Это достаточно рискованный ход.

Источник: www.bishelp.ru



Версия для печати
Назад, к обзору всех новостей на сайте