Технология поиска предпринимательских идей

29-04-2009

Для повышения производительности труда нужны идеи. Для работы в условиях неопределенности нужны идеи. Чтобы не ждать пока идея “осенит” предпринимателя нужна технология описка предпринимательских идей. Такая технология состоит из четырех ключевых элементов: знание того, что такое предпринимательская идея; специальной процедуры поиска идей; набора источников идей и методики оценки идей.

Предпринимательская идея

Как уже было сказано, инновации - это инструмент предпринимателя в борьбе с неопределенностью. На рост непредсказуемости ситуации, мы отвечаем бешеной креативностью. А поскольку неопределенность существует всегда, то и поиск идей является частью повседневной рутинной работы предпринимателя.

Здесь, пожалуй стоит отдельно сказать о том, что такое “предпринимательская идея”.

Предпринимательская идея – это способ, который позволяет повысить уровень благосостояния, приумножить богатство.

«Давайте запустим дирижабль! – И что? – И все!» - это не идея, это лажа.

Есть еще один важный аспект - количество идей. Почему-то на стало нормой утверждать примерно такую логику: “Нужно придумать одну хорошую идею и потом её доить всю жизнь”. И бедные люди всю жизнь пытаются найти эту одну-единственную идею. Это утопия. Идей должно быть много, так же как у каждого человека много механизмов, которые он использует и много знакомых, друзей, родственников, с которыми он поддерживает отношения.

Сегодня у нас все впорядке с неопределенностью, поэтому мы в первую очередь сконцентрируемся на поиске идей.

Процесс поиска предпринимательских идей

На просторах образовательного пространства вы можете встретить десятки, а то и сотни способов поиска предпринимательских идей.

Что вам там только не предложат делать: придумывать фантастических животных, воображать «какой бизнес создал бы Билл Гейтс находясь в вашей ситуации», механически перечислить все человеческие потребности и выбрать наугад – методик много. И большинство из них интересные.

Я хочу предложить вам весьма скучную методику. Она не будоражит воображение, не пестует вашу гордыню («Фигассе! Гейтс! на моем! месте!»), не требует гигантской интуиции. Зато она приносит пользу пользователю (простите за тавтологию).

1. В первую очередь у предпринимателя должны быть установка на рост благосостоянии или «установка на прибыль». Если у вас нет такой установки, то дальше ничего не поможет.

2. Во-вторых, чтобы найти хорошую предпринимательскую идею понадобится информация. Не нужно ждать, что вы получите готовый рецепт «как именно вам прямо сейчас увеличить свое благосостояние». Получив интересную информацию, нужно её осмыслить, трансформировать в подходящий рецепт и придумать «бизнес-модель». Выделите для этого время.

3. В-третьих, важно понимать, что предпринимательские идеи обладают различным потенциалом. Оценивайте каждую идею.

4. В-четвертых, после того, как идея найдена – её нужно запустить в реализацию. Бессмысленно разработать хорошую идею и хранить её в столе «на черный день».

Источники предпринимательских идей

Искать предпринимательские идеи можно целенаправленно, если знать, куда смотреть. Есть несколько ключевых источников информации.

Основные источники идей

1. «Баланс». Каждый нормальный предприниматель ведет баланс своего благосостояния. Это означает, что с определенной периодичностью (не реже, чем раз в год) подсчитывает, как изменилось его состояние. Соответственно, уже после двух подсчетов будет видна динамика (или статика) изменения состояния. И теперь очень полезно будет найти ответ на вопрос: «по каким причинам состояние увеличилось / снизилось». Ваш ответ – это зародыш идеи. Обратите внимание, что не нужно считать «доход/убыток» - он может ввести вас в заблуждение. Вы можете нарастить сиюминутную прибыль «сожрав» основные активы – не поддавайтесь искушению.

2. «Сбой». Если представить любой вид деятельности, как технологический процесс, то высока вероятность обнаружения «сбоя». «Сбой» - это такой шаг в процессе, который вызывает явное напряжение у пользователя. Если вы сможете обнаружть “сбои” в вашем сознании (и сознании окружающих), то это может быть ценным источником идей. “Сбой” - это диссонанс между тем «как есть» и тем, как «должно быть». Продавец «должен быть» вежливым, а по факту хамит. Дороги «должны быть» ровными, а на практике лучший автомобиль – это вертолет.

3. “Изобретение”. Думаю, что каждый слышал историю о предприимчивом японце, который почитывал советский журнал “Юный радиолюбитель” (или что-то в этом духе) и мастерил все эти милые вещицы у себя в Японии. Через некоторое время он создал вполне себе нормальный бизнес. Откуда он черпал идеи? Из научного журнала. Я подчеркну только одно слово - “научного”, начитавшись желтой прессы можно подхватить дурную болезнь, но не хорошую идею.

4. «Демография». Социальный, половой, возрастной, профессиональный состав населения – источник предпринимательских идей. Например, вы производите «тяжелый» алкоголь – водку. Это один из самых конкурентных рынков, тем не менее, нет водки «для врачей» или  «офисного планктона». Нет водок «Скальпель», «или «Office Life». Изучение статистических данных может привести к возникновению идеи.

5. “Несовершенство”. Люди несовершенны (вне зависимости от того, что они себе думают) - создавайте способы сделать людей лучше. В 20-х гг. прошлого века антисептик листерин продавался со скрипом. Он рекламировался как «лекарство от всего», начиная от перхоти и заканчивая инфекциями ран, и продажи оставляли желать лучшего. Затем, его стали продавать, как “средство от халитоза”. Халитоз - это неприятный запах изо рта, но его рекламировали как причину карьерных неудач и супружеских разводов. За шесть лет продажи снадобья выросли со $100 000 до $4 млн в год.

6. “Фарт”. Вам когда-нибудь фартило в жизни? Фарт - это когда нежданно-негаданно тебе звонит старый знакомый, которого ты видел последний раз в каменном веке и предлагает супервыгодный контракт. Используйте эту возможность, а заодно постарайтесь понять, что произошло - это может стать основой для идеи. Хотя очень часто мы пропускаем фартовые возможности, потому что “мы их не планировали”.

Как оценить идею

Я предлагаю вам методику оценку идей, которая подходит как для оценки собственных идей, так и идей, предлагаемых со стороны. Это вопросы, на которые следует получить ответы, после того, как появилась идея.

1. Это идея? Вам действительно предложили некий способ?

2. Идея предпринимательская? Она предполагает рост благосостояния.

3. Вы в теме? Вы понимаете логику реализации идеи - реализовывайте идеи в тех сферах, где разбираетесь.

4. Каков потенциал идеи? Если прибыль (доход/расход) не велик, то может не стоит связываться с “мышиной возней”.

5. Кто предложил идею? Это предприниматель или просто “творец” не претендующий на роль лидера.

6. Есть ли  у вас ресурсы для реализации идеи? Ресурсы в самом широком смысле - менеджеры, деньги, оборудование и пр.

7. Насколько сложно её реализовать? Чем больше сложностей в реализации, тем выше шансов, что “жизнь внесет коррективы”.

8. Где запасной выход? Что делать, если окажется, что “идея пропащая”.

Источник: bazylev.ru



Версия для печати
Назад, к обзору всех новостей на сайте