На работу, как домой

08-09-2010
На работу, как домой От того, какая атмосфера царит в офисе, напря­мую зависит работа сотрудников - это прописная истина. Однако какой именно должна быть эта ат­мосфера, чтобы людям хотелось утром идти на ра­боту, там совершать подвиги, а вечером не очень торопиться домой, нигде четко не написано.

От того, какая атмосфера царит в офисе, напря­мую зависит работа сотрудников - это прописная истина. Однако какой именно должна быть эта ат­мосфера, чтобы людям хотелось утром идти на ра­боту, там совершать подвиги, а вечером не очень торопиться домой, нигде четко не написано.

Многие руководители, стремясь достичь идеала, стараются минимизировать контрасты между рабо­той и домом, то есть создают в офисах почти до­машний уют. Они полагают, что это улучшает кор­поративный климат и предоставляет сотрудникам большую свободу самовыражения. При этом нередко "неблагодарные" работники меняют комфортные условия на более жесткие, объясняя это тем, что в домаш­ней обстановке хорошо отдыхать, но сложно работать.

Правила уюта

Работать среди голых стен понравится, наверное, только самым убежденным ас­кетам. Остальным нужен, как минимум, стул, чтобы сесть, и стол, чтобы поста­вить компьютер. А еще некий антураж и интерьер.

"Офисная атмосфера напрямую влияет на эмоциональный настрой сотрудников, а значит, на интенсивность работы и, соответственно, на конечный результат, то есть на продуктивность, - говорит заместитель генерального директора сети кинотеатров "Киномакс" Ирина Туманова. - Сейчас во многих организациях ме­бель и в целом антураж офиса являются его визитной карточкой. К примеру, в банковских офисах это монументальная, устойчивая мебель консервативной рас­цветки, говорящая о стабильности организации, в PR - или рекламных агент­ствах эпатаж и креатив начинаются уже с вешалки, а столы и стулья могут быть нестандартной формы или оранжевочерной раскраски. Таким образом, офисный интерьер зависит напрямую и от сферы деятельности организации".

Когда же сфера деятельности не обязывает следовать строгим правилам минима­лизма, руководство компаний нередко создает в офисе домашнюю обстановку.

"Выбор офисной атмосферы во многом зависит от культуры компании. Если куль­тура ориентирована на строгое построение бизнеса, тогда в офисе царит и стро­гая стандартизованная и стандартизующая обстановка. Если же руководству ком­пании ближе творческий подход к делу и учет индивидуальных особенностей и способностей каждого работника, в офисных стенах может складываться уют­ная, максимально приближенная к домашней атмосфера, правильнее даже ска­зать - атмосфера, максимально удобная для каждого", - рассуждает управляю­щий партнер консалтинг - бюро "Ставка" Константин Слепак.

Рецепт создания домашнего офиса вполне стандартен. Во - первых, нужно вклю­чить в интерьер атрибуты комфорта, такие как телевизор, музыкальный центр, на стены повесить картины или забавные плакаты, добавить к ним корпоратив­ные фотографии. Еще можно расставить всюду цветы и завести график - кто и когда должен поливать растения.

Впрочем, это уже детали. Важно, по возможности, не забыть про кухню, на кото­рой можно разогревать обед и устраивать чаепития. И, конечно, никаких типич­но офисных запретов: ведь дома можно есть за рабочим столом, можно курить, если это не слишком мешает окружающим, и не следовать правилам дресс - ко­да. Чаще всего домашний уют имеет место в небольших компаниях, в которых ра­ботают 30 - 40 человек, но может становиться и атрибутом отдельных подразде­лений больших корпораций.

Выбирая домашний стиль, руководство чаще всего исходит из соображений: ес­ли в офисе будет так же комфортно, как дома, сотрудники не будут стремиться поскорее уйти домой.

Вторая причина - мнение, что строгость плохо влияет на формирование креатив­ных идей. Третья - личное отвращение руководителя к бюрократическим прави­лам или просто либеральный подход к работе. Кроме того, иногда домашний уют становится следствием экономии - снять под офис квартиру, как правило, дешев­ле, чем арендовать рабочую площадь в бизнес - центре.

А квартирная планировка уже сама провоцирует атмосферу.

За и против

"Мы целенаправленно искали под офис квартиру. Не из - за экономии, а потому что сразу было желание создать уютную и простую атмосферу. Сейчас у нас все по - домашнему мило.

Мне лично в такой обстановке проще и приятнее работать", - рассказывает заме­ститель директора торговой компании Михаил. Правда, просит не называть его фамилию и не уточнять название фирмы. "Дело в том, что многие наши партне­ры и клиенты очень внимательно относятся к имиджукомпаний, с которыми рабо­тают. Мы для них - серьезная, солидная фирма. И они могут не понять нашего стремления к простоте и уюту", - объясняет Михаил. Стоит ли говорить, что все важные встречи Михаил и его коллеги проводят не в своих стенах, а на террито­рии партнеров или в ресторанах? Вот первый минус домашнего офиса - невоз­можность принять в нем солидных клиентов. Они, к сожалению, часто требуют такой же солидности от других и не всегда верят, что интерьер и бизнес - вещи друг от друга не зависимые.

Возможно, этот минус стоит такого плюса, как комфорт всех сотрудников. "На мой взгляд, домашняя атмосфера дает персоналу больше свобод, помогает рас­крытию внутреннего потенциала каждого работника", - говорит Константин Сле­пак. Во многих случаях уют и свобода действительно становятся причинами, по которым люди выбирают место работы и "привязываются" к офису. Однако быва­ет и так, что сотрудники "уходят из дома", меняя этот самый уют на строгость при всех прочих равных условиях.

"Я полгода проработала в PR - компании, больше похожей на шумную квартиру, чем на офис. Утро там начиналось с всеобщего чаепития - часто дамы даже при­носили с собой домашнюю выпечку. Центром событий была кухня - на ней посто­янно проводили совещания, переговоры, отмечали дни рождения. В гости к со­трудникам нередко приходили не только клиенты, но и друзья-приятели. С одной стороны, было вполне комфортно. Но работать в такой атмосфере получалось с трудом. Возможно, мне просто в принципе, по складу характера сложно настро­иться на рабочий лад, когда атмосфера к нему не располагает. Но в итоге я поме­няла эту работу на более строгую компанию, в которой даже не принято было что - то жевать за рабочим столом. И сейчас куда больше довольна результата­ми своей деятельности", - рассказывает PR - менеджер Екатерина Миронова.

Ирина Туманова также отмечает, что домашняя обстановка расслабляет: "Я сто­ронник уютной, но все же рабочей атмосферы. На мой взгляд, в помещениях офиса не должно быть ковров с большим ворсом на полу, хрустальных люстр и вельветовых штор. Офисные кабинеты должны стимулировать к активной, интен­сивной работе, дабы сотрудники не засиживалисьдопоздна и весь объем работы выполняли в отведенное для этого время".

Без подвалов и окраин

По мнению Ирины Тумановой, уют лучше всего создавать в отдельных комнатах - это оптимальное решение. "Во многих офисах сейчас появляются комнаты или уголки отдыха, где возможны и ковры, и мягкие, располагающие к короткому от­дыху кресла. Их интерьер хорош для перерывов во время рабочего дня. Иногда обустраивают специальные помещения для совещаний топ - менеджеров, прие­ма акционеров и инвесторов, где должна царить доверительная атмосфера", - делится своими взглядами Туманова.

Кроме того, сделать офис местом, в которое сотруднику приятно приходить каж­дый день, можно не только с помощью домашних атрибутов. Во - первых, поме­щения должны быть светлыми и просторными - это вопрос не только эмоций, но и здоровья персонала. Для комфортной работы нужна звукоизоляция, как внеш­няя - от шумов, доносящихся с улиц, так и внутренняя - чтобы люди, разговари­вающие по телефонам одновременно, не мешали друг другу.

Во - вторых, важно учитывать и цвет окраски стен, так как он воздействует на настроение человека. То есть лучше обойтись без раздражающего красного и меланхоличного фиолетового. Всем приятно работать не в интерьере советских времен, а быть окруженным современной, стильной и, главное, многофункцио­нальной и удобной для работы мебелью.

"И желательно, чтобы офисное здание было расположено не на задворках горо­да, дабы сотрудник с удовольствием приближался к зданию и не был с утра пре­следуем мыслью, что целый день будет заперт в рабочем подвале", - советует Ирина Туманова.


Источник: Мир личных финансов

Версия для печати
Назад, к обзору всех новостей на сайте