Грабли бизнес-идей

24-12-2009

Мне ежедневно присылают просьбы оценить какую-либо бизнес-идею или помочь с её продвижением на западных рынках. Но практически всегда предприниматели-изобретатели наступают на одни и те же грабли, которые делают их идею бесполезной с точки зрения извлечения прибыли.

Диалог обычно развивается таким образом (привожу пример сферического коня в вакууме):

  • Предприниматель (П): Макс, привет! У меня есть гениальная идея, которая может заработать миллионы долларов. Если я расскажу, что это за идея, сможете оценить её и помочь с продвижением на западном рынке?
  • Я: Прекрасно. С удовольствием. Что за идея?
  • П: А как я могу быть уверенным, что вы не воспользуетесь моей идеей и не реализуете её самостоятельно? Может, нам подписать NDA?
  • Я: Мне даже в голову не приходит красть идеи по ряду причин:
    • одну и ту же “гениальную” идею я получаю от двух-трёх предпринимателей в течение максимум полугода;
    • многие идеи в виде, в котором они выдаются мне, совершенно нежизнеспособные, а у авторов нет желания или денег, чтобы потратить их хоть на какую-то формализацию идеи;
    • NDA я подписываю только с клиентами, которые платят деньги, и которые выдают крайне интимную информацию своего бизнеса. (И – сюрприз – за всю мою жизнь у меня был только один клиент без уже работающего бизнеса.)
  • П: Хорошо, вот такая у меня идея. (Начинается описание. Многие идеи, которые мне присылают, описаны довольно неплохо, но имеют перекос в сторону “а мы вот сделаем ещё это и это” вместо того, чтобы сконцентрироваться на том, что “клиентам надо это и это”)
  • Я: Что ещё у вас есть, кроме идеи?
  • П: Огромное желание работать.
  • Я: С вашей идеей есть три ключевые проблемы [МК: их традиционно три]:
    • Идея не защищена. Опишите её как метод или аппарат (т.к. идеи не патентуются) и подайте патентную заявку через патентного поверенного. Недёшево? Зато не надо будет бояться каждого куста и рассказывать об идее шёпотом. Если денег вообще нет – если это возможно, сделайте “чёрный ящик”, реализующий вашу идею таким образом, чтобы внешний наблюдатель не смог понять, как конкретно работает ваше изобретение. В таком случае, идею вам надо будет хранить как ноу-хау: в своей голове и в исходном коде, доступ к которому будет у ограниченного числа людей. Если вы просто реализуете свою идею в продукте или бизнес-процессе компании, конкурентам потребуется совершенно смешное количество времени, чтобы скопировать (и улучшить!) плод вашего труда, когда они увидят, что нововведение действительно работает.
    • Идея не проверена. Вы привели несколько сильных утверждений типа “реализация данной идеи приведёт к увеличению прибыли на 150%” или “бизнесы смогут увеличить эффективность на 50%“, но все показатели взяты с потолка. Вы даже не удосужились попробовать свою идею на одном-единственном клиенте, а уже делаете наполеоновские планы. Вы даже не знаете, как будет выглядеть бизнес-процесс после реализации вашей идеи или что ваша идея вообще сможет быть интегрирована в процесс. Этим особо грешат люди, у которых когда-то что-то получилось, и они перестали сомневаться в корректности своих выдуманных прогнозов.
    • Реализация идеи не масштабируется. Вы утверждаете, что реализация вашей идеи принесёт миллионы долларов. Допустим, что это так. Но сначала вы должны заработать $10k, потом $100k, а уж потом – $1M+. Из того, как вы описали идею, непонятно, как конкретно заработать деньги на реализации и в каком объёме. Даже если понятно, что с каждого контракта бизнес получает, к примеру, $10k, то для того же жалкого миллиона долларов вам нужно заключить 100 таких контрактов. Как вы будете это делать?
  • П: :( :( :(

Не то, чтобы мне хотелось пугать (или отпугивать) предпринимателей: я с огромным удовольствием читаю их письма и желаю им самого наилучшего. Просто прошли те времена, когда бизнес-планы писались на салфетках, а клиенты сами набегали на всё новое.

Источник: www.kraynov.com



Версия для печати
Назад, к обзору всех новостей на сайте