Бизнес-консультанты: нужны ли они бизнесу? Часть 2

15-12-2009
Бизнес-консультанты: нужны ли они бизнесу? Часть 2
«Критиковать легко, сделать самому что-нибудь трудно» У.Черчилль.

О «надводной», видимой и очевидной, части консультационного бизнеса мы поговорили. А теперь, попытаемся копнуть глубже.

Поговорим о результатах таких бизнес-консультаций и ответственности самих консультантов.

Большинство консультантов (и фирм, и частных лиц) сделают всё, чтобы «улучшения» появились ещё во время, определенное контрактом, а дальше, получив свои денежки, они умоют руки, даже если от их рекомендаций бизнес просто развалится.

И ещё один аспект, чисто человеческий. Разве руководитель признается, что он вёл фирму не в том направлении, когда на это указывают «люди со стороны»? Да ни в жизнь! Он просто постарается доказать, что «они просто ошиблись», даже если это не так! И бизнес просто умрёт быстрее, чем если бы всё шло «естественным путём».

Кстати, я совсем не против учиться у истинных мастеров своего дела, но любой бизнес предусматривает ответственность, ответ за свои действия. А какова ответственность у консультанта?

Если он получает процент с прибылей, полученных в результате его консультаций – да, это настоящий консультационный бизнес. Если же консультант работает почасово или его оплата слабо (или никак) зависит от результатов внедрения его «консультаций», смело отказывайтесь, какие бы аргументы ни приводил такой «консультант» и как бы круто ни звучало его имя или имя консультационной фирмы.

Правда заключается в том, что большинство аналитиков, даже из громких и «очень респектабельных» консультационных фирм не очень-то разбираются, как строить конкретный бизнес. Они просто используют набор технологий, которые когда-то вроде бы помогли кому-то. И даже предоставят вам контактные данные «довольных клиентов». Мол, сами позвоните и узнайте. И тут вылезает ещё одна правда: какой дурак из «довольных клиентов» признает, что его просто «лоханули» и он (мега-профи-топ-менеджер) просто подарил энную сумму проходимцам, которые смогли его облапошить? Вы верите в это? Тогда вам просто не место в руководстве бизнесом. Любым.

Ещё раз прочтите слова Д. Траута: «Более 80% руководителей прямо признали, что не получили нужный результат». А нужен ли вам «ненужный» результат? Подумайте перед тем, как приглашать консультантов.

Ну, и что же делать? Ведь «непредвзятое мнение экспертов со стороны» всё равно надо знать. Для любого бизнеса это просто жизненно необходимо!

Единственно верное, как мне кажется, решение – сделать консультантами всех, кроме… самих консультантов. Конкурентов, поставщиков, низшие уровни своего бизнеса и т.д. Фантазия руководителя ничем и никем не должна здесь ограничиваться.

Вспомним, например, Сэма Уолтона, того самого, который создал Wal-Mart, крупнейшую сеть универмагов в США. Он поддерживал контакт с рынком тем, что регулярно отправлялся инкогнито на разбитом пикапе к служебным входам универмагов Wal-Mart и трепался там с грузчиками. Ну, а потом топ-менеджеры слишком погрязли в «статусе руководителя», у них просто не было времени болтать с рабочими. Так вот, проблемы у Wal-Mart начались именно тогда, когда Сэм Уолтон ушел в отставку, а пришедшие за ним «топы» не тратили «драгоценное время руководителя на всякую ерунду».

И подвести итог этой статьи я хочу современной басней из книги «Большие проблемы больших брендов» – «Пастух и консультант»:

«Пастух пасет свое стадо на дальнем пастбище.

Неожиданно из облака пыли появляется новенький Джип Cherokee и приближается к нему. Водитель, молодой человек в костюме от Brioni, ботинках Gucci, солнцезащитных очках RayBan и в галстуке YSL выглядывает из окна и говорит: «Если я точно скажу, сколько овец в твоем стаде, ты отдашь мне одну?»

Пастух смотрит на юппи, потом на свое мирно пасущееся стадо, и спокойно говорит: «Конечно».

Юппи выходит из машины, достает свой ноутбук, подключается к Интернету по сотовому телефону, заходит на страницу NASA, задействует систему спутниковой навигации GPS, сканирует район, открывает базу данных и около 60 страниц Excel с различными сложными формулами. Наконец он распечатывает 150-страничный отчет на миниатюрном принтере, поворачивается к пастуху и говорит: «У Вас здесь ровно 1586 овец».

«Это верно. Как договаривались, вы можете взять себе одну овцу», – говорит пастух.

Он смотрит, как молодой человек выбирает самую быструю овцу и кладет ее в Cherokee.

Затем он говорит: «Если я точно скажу, чем Вы занимаетесь, Вы вернете мне мою овцу?»
«Окей, почему бы и нет», – отвечает молодой человек.
«Вы консультант», – говорит пастух.
«Это верно,– говорит юппи. – Как вы догадались?»
«Очень просто, – отвечает пастух. – Вы появились здесь, хотя вас никто не звал. Вы хотели получить оплату за ответ на вопрос, который мне и так известен. И вы ни черта не понимаете в моем бизнесе, поскольку вместо овцы взяли собаку».

Прочтите эти слова пастуха, когда надумаете приглашать консультантов... И вспомните, что у вас есть и своя голова на плечах. Простые и нестандартные решения практически всегда выигрывают! А бывают ли простыми и нестандартными рекомендации консультантов?

Автор: Михаил Груздев
Источник:
www.shkolazhizni.ru

Версия для печати
Назад, к обзору всех новостей на сайте