Как изменился франчайзинг в кризисе

23-10-2009
Как изменился франчайзинг в кризисе Итак, сразу огорошу Вас парадоксом: продолжать быть франчайзи в условиях кризиса - для многих оказалось невыгодно. Начинать же свой бизнес по системе франчайзинга - наоборот, выгоднее, чем до кризиса. Почему всё получилось именно так? На самом деле ничего удивительного.

Дело в том, что все предоставители франшиз с наступлением кризиса разделились на две группы: тех, кто выжимает из своих региональных партнёров все соки и тех, кто идёт им навстречу.

Причём до кризиса все вели себя примерно одинаково - пытались играть по правилам и предоставляли покупателям франшиз почти одни и те же условия. Но вот грянул кризис. И тут проявилось настоящее лицо некоторых торговых марок…

Вот поэтому, те, кто уже «связал себя узами» с нечестным партнёром, меняющим правила по ходу игры в свою пользу - стонут и разоряются. А куда им деваться? Но вот те, кто только подумывает об открытии своего бизнеса, сразу выбирают отношеня с теми продавцами франшиз, которые именно в кризис научились идти навстречу партнёру и всячески это демонстрируют. Да, они, кстати, тоже изменили правила игры - только их перемены скорее радуют, а не повергают в шок.

Теперь о конкретике. Складывается такое впечатление, что держателей некоторых торговых марок кризис лишил рассудка. Так, они считают нормальным использовать своих партнёров как сток-магазины по продаже устаревших коллекций одежды по ценам новых коллекций. Франчайзинговые партнёры всегда имеют коллекцию хуже, беднее, чем собственные розничные магазины бренда.

Но ведь наш потребитель имеет доступ в Интернет, читает модные журналы, бывает в столице… Давно уже общим местом стало то, что одежда из брендовых магазинов в провинции не идёт ни в какое сравнение с тем, что можно увидеть в столице или, не дай Бог, зарубежом. Как это сказывается на продажах? Известно как - потребитель побогаче отоваривается в Москве и за тем же рубежом, а потребитель победнее - идёт в более дешёвые магазины без претензий. Хотя по деньгам мог бы себе позволить периодически одеваться в хорошие марки. Своей политикой предоставители франшиз не только губят имидж бренда (ну и пусть им), но и топят своих партнёров, уничтожая наш и без того немногочисленный средний класс.

Вторая ошибка, которую допускают предоставители франшиз - тотальное сокращение расходов на рекламу. Несмотря на то, что без рекламы нет продаж - это знают даже дети. Но где-то наверху, принято решение переложить рекламные расходы на плечи франчайзи. Это же надо только додуматься до такого креативного способа экономии! Это как если бы ларёк по продаже кока-колы должен был провести рекламную кампанию Coca-cola на местном ТВ из своего бюджета…

Третья ошибка продавцов франшиз заключается в том, что свои финансовые проблемы они решают за счёт слабых. Сроки возврата товарных кредитов, на которых держался весь отечественный франчайзинг уменьшаются, как шагреневая кожа. Поставщики истерично требуют оплатить счета ещё до реализации товара. Но откуда же взять деньги? Пойти украсть? Похоже, кризис лишил-таки некоторых бизнесменов душевного здоровья. Такое ужесточение условий работы с франчайзи очень напоминает политику продразвёрстки - когда тройки гэпэушников, вооружённые пулемётом, устраивали рейды по деревням, отнимая у крестьян всё зерно, включая и то, которое было предназначено для посева. Похоже, что история никого ничему не учит. Ведь, продразвёрстка закончилась голодом и антоновщиной.

Однако не все йогурты одинаково бесполезны… есть среди предоставителей франшиз и такие, которые в условиях кризиса идут на невиданные доселе уступки. Там, где другие напортачили - они видят возможность для общей выгоды: и своей, и партнёра, и, в конечном итоге, потребителя.

Может быть Вы не поверите, но мне совершенно не хотелось рекламировать такую марку одежды, как Sela. А придётся. У меня много претензий к этой одежде, я никогда не была в восторге от их бизнес-старта, да я вообще предпочитаю другие марки. Но вот их отношения с франчайзи… Посмотрим на политику Sela не с точки зрения потребителя их продукции, а с точки зрения предпринимателя, собирающегося покупать франшизу.

Они, как Красный Крест, собирают «раненых с поля боя» и относят в свой лазарет. Единственное, что Вам необходимо иметь - это полуразвалившийся бизнес, готовый магазин и оборудование в нём. Одним волшебным движением руки Вы переделываете торговую точку так, чтобы в ней узнавалась Sela, закупаете товар - и начинаете нормально работать. Если до кризиса эта марка держала строгий стандарт оформления и прочего (как любой другой бренд), то теперь строгость концепции уходит на десятый план, уступая место компромиссу. Да, в кризисе, как никогда, важно наличие такого качества, как умение идти на компромисс.

Вот что пишет об этом «Бизнес-журнал»: «В рамках «кризисного» формата вложения не превышают 150 долларов на квадратный метр, а при наличии торгового оборудования вообще составляют 20 долларов за квадратный метр. Еще 350 долларов на квадратный метр уходит на закупку товара. Начиная с сентября 2008 года по этой схеме открылось семь магазинов, однако количество новых партнеров начнет прирастать ещё более высокими темпами.

Франчайзер теперь готов изучать предложения, поступающие от инвесторов из городов с населением около 70 тысяч жителей. Также снизилась минимальная площадь магазина - до 30-100 кв. м. ».

Страшные факты о франшизе

В принципе, таких компаний как Sela на кризисном рынке гораздо больше, чем тех, кто решил потопить и своих партнёров и себя заодно. То есть покупать франшизу - скорее выгодно, и для многих начинающих предпринимателей это единственный шанс начать свой бизнес. Выгодно, но рискованно, только теперьуже с другой стороны. Потому что открывшиеся перспективы хорошо поняли различного рода мошенники. Раз появился спрос, появилась и ярмарка, а вслед за ней и барышники, торгующие крашеными лошадками.

О всх известных на сегодняшний день способах мошенничества на рынке франшиз, а главное, о том, как защитить себя от преступников, читайте здесь. Полнее информация только у правоохранительных органов!

И ещё… Если Вы всё-таки задумываетесь о том, чтобы купить франшизу, изучите внимательно все документы - как при покупке квартиры. И не только документы. Потому что по существующему (устаревшему) законодательству в России франчайзинга …не существует. Это даёт продавцам франшиз широкие возможности утаивать реальную информацию от покупателя, действуя «как бы» в рамках закона.

О юридических корнях существующей проблемы читайте здесь.

И делайте выводы. В том смысле, что франчайзинг в России, как и многое другое, работает. Но не благодаря, а вопреки…

Источник: www.in-crisis.ru



Версия для печати
Назад, к обзору всех новостей на сайте