Стада леммингов: инвесторов охватил "эффект толпы"

24-07-2009
Стада леммингов: инвесторов охватил "эффект толпы"

Фундаментальный анализ и вера в эффективные рынки стремительно выходят из моды. Обжегшись на мировом кризисе, инвесторы обратились к таким психологическим материям, как «стадное чувство» и «эффект толпы». Но как угадать, чем руководствуются другие игроки?

У Фолкнера есть рассказ под названием «Полный поворот кругом». Он совсем про другое (про английских моряков во Второй мировой войне), но название неплохо описывает перепады настроения на мировом рынке за последний месяц. Поначалу поверив в «зеленые ростки» мировой экономики, игроки массово разочаровались в них две недели назад, а на прошлой неделе вновь обрели энтузиазм, тянущийся до сих пор.

Чем не пример леммингов, бездумно бегающих стадом? Именно так это и комментируют многие, особенно при том, что слова «фундаментальные причины» и «рациональное поведение» стремительно становятся ругательными. Серьезные деловые газеты пишут, что так называемая теория эффективных рынков – которая полагает, что рыночные цены формируются рационально и отражают всю доступную информацию – фактически похоронена катаклизмами последнего года. Вместо нее критики предлагают сосредоточиться на поведенческих теориях «стадных инстинктов».

У этого вроде бы академического спора теперь есть сугубо прикладное значение: если рынок не действует рационально, не управляет сам собой, а по-лемминговски надувает пузыри, то его, конечно же, нужно жестко контролировать во имя высших интересов человечества. Естественно, сторонники поведенческого подхода теперь в фаворе у всех возможных регуляторов.

Но истина, видимо, лежит посередине – как оно обычно водится: поведение определяет смесь информации, рациональных соображений и окружающих эмоций. И еще – желания понять соображения и эмоции игрока по соседству.

Потому что, хотя бы хронологически, настроения и предчувствия первичны. Ловя настроения и не дожидаясь их превращения в реальность, фондовые рынки в среднем за полгода предчувствуют начало как рецессии, так и восстановления экономики. В этот кризис с предчувствием рецессии все получилось как по книжке. Теперь вопрос на много миллиардов – что мы видим сейчас? Оптимизм на рынке – это признак грядущего восстановления или так, моментальное колебание местного масштаба? Потом мы, конечно, это узнаем – но будет уже поздно. Задним умом, как известно, все крепки.

Именно с настроением, предчувствиями и доверием работают многообразные индексы, вроде индекса потребительского оптимизма или показателя с жутким названием «индекс оптимизма менеджеров по закупкам» – они должны заранее показать, что именно экономические агенты собираются в ближайшем времени делать.

До определенной степени это работает. Нынешний всплеск оптимизма на мировых рынках был вызван выходом новых данных по розничным продажам и безработице в США и промышленному производству в европейских странах: положительная (лучше сказать, менее отрицательная, чем обычно) динамика подтвердила то, на что в мае-июне намекали индексы настроений.

В принципе, показатели настроений вроде помянутого индекса менеджеров по закупкам (в английском сокращении – PMI) – вещь универсальная. В России такой тоже есть, его измеряет «ВТБ Капитал». В июне он вырос с 46.6 до 49.7 – хотя все равно остался в территории спада (сжатие от расширения в этом индексе отделяет планка в 50). А индекс прибыльности российских компаний пересек отметку в 50 баллов впервые с сентября.

Но штука в том, что в России таких барометров настроений, с аккуратной шкалой, не так много – и информацию считывать непросто. Чаще приходится выставлять наслюнявленный палец и пытаться ловить ветер – то есть разговаривать с как можно большим числом участников рынка, собирая эмпирические наблюдения – чтобы понять общее настроение, разглядев его за спецификой различий по отраслям, размеру, психологии хозяина и т.д.

Понятно, что за почти год российского кризиса многие уже приспособились – но какой общий вектор? Умеренного расширения (когда прибыль мало-помалу, только по возможности – но все же инвестируется в расчете на будущее)? Или сиюминутного выживания (когда денег в бизнес впрыскивается ровно сколько нужно, чтобы он не умер – а остальное уходит в заначку)? Инвестиции в основной капитал вроде бы выросли в июне по сравнению с маем, но в годовом выражении все равно в провале почти на 20%. А уж когда в поле эмпирических наблюдений попадают вещи типа последнего свидетельства Росфинмониторинга – то оптимизм заметно уменьшается. По данным этого государственного агентства, бизнес вновь переходит на известную с 90-х практику – кредитования у криминальных групп. Мы с 90-х знаем, чем это нередко кончается – кредиторы и «крыша» становятся владельцами по очень сходной цене. Если такой сдвиг в кредитовании и вправду есть, то это весьма неприятный признак.

А еще есть такой специфический индикатор самочувствия бизнеса – чистый ввоз и вывоз капитала по статистике ЦБ. Крайняя правая колонка в этой таблице, под малоговорящим названием «чистые ошибки и пропуски», дает неплохое представление о реальном бегстве или притоке капитала. Последний выпуск этих данных – на начало июля – предполагал разворот в только что закончившемся втором квартале: приток капитала после трех кварталов бегства подряд. Но пока данные по второму кварталу идут с пометкой «оценка». Хотелось бы увидеть более точные данные, и предпочтительно разбитые по месяцам – тогда будет яснее, насколько можно им доверять.

Источник: www.gzt.ru



Версия для печати
Назад, к обзору всех новостей на сайте