При выборе акций думайте как банкир

25-06-2009

Стоимостный инвестор Кристофер Браун дает ценные советы по выбору акций. На этот раз он рассказывает о том, что при выборе недооцененных акций на фондовом рынке очень важно иметь мышление хорошего банкира.

Он пишет, что красота стоимостного инвестирование – в его логической простоте. Этот метод базируется на двух принципах: «Сколько это стоит» (справедливая стоимость) и «Не теряйте деньги» (маржа безопасности). Эти концепции были введены в обращение Бенджамином Грэмом еще в 1934 году, и сегодня они настолько же актуальны, насколько были тогда.

Грэм начинал свою карьеру в качестве кредитного аналитика. Когда банкиры выдают деньги в долг, прежде всего они смотрят на залог, который предлагает заемщик в качестве гарантии возврата денег. Затем они смотрят на доходы просителя: способен ли он выплачивать проценты по кредиту. Если заемщик зарабатывает 75 тысяч долларов в год и хочет получить 125 тысяч долларов ипотечного кредита на приобретение дома стоимостью 250 тысяч долларов, для банка это вполне безопасная сделка.

Сделка становиться куда более рискованной, если заемщик зарабатывает в год 40 тысяч и хочет взять взаймы 300 тысяч долларов для покупки дома стоимостью 325 тысяч долларов. Те же самые принципы Грэм применял и к анализу акций.

Покупка акций не так уж сильно отличается от покупки недвижимости. Когда вы просите ипотечный кредит, банк высылает специалиста-оценщика, определяющего реальную стоимость дома, который вы хотите купить. Точно так же и стоимостный аналитик пытается оценить действительную стоимость компании, акции которой он подумывает приобрести.

Из этой идеи и вытекает данное Грэмом определение действительной стоимости компании. Это цена, которую заплатил бы осведомленный покупатель осведомленному продавцу – владельцу компании в сделке без посредников.

Мало кто из инвесторов – как индивидуальных, так и профессиональных – уделяет много внимания действительной стоимости акций, но она важна по двум причинам. Во-первых, она дает понять инвестору, является ли запрашиваемая цена сниженной по сравнению с той суммой, которую заплатил бы за каждую акцию человек, покупающий компанию целиком – как бизнесмен, а не инвестор. Во-вторых, позволяет инвесторам выявлять те случаи, когда акции, которыми они уже владеют, переоценены. Вторая часть этого уравнения даже важнее, если вы хотите избежать убытков.

В конце 1999 года рыночная стоимость акций «Microsoft» достигла 58,89 долларов. За семь предшествовавших лет прибыли компании в расчете на одну акцию выросли на 775% - с 8 центов до 70. Потрясающая компания, бьющая все рекорды роста. Однако оправдано ли было в конце 1999 года платить за ее акции цену, в 84 раза превышающую величину прибыли? По-видимому, нет. За следующие шесть лет, до 2005 года, прибыли  «Microsoft» в расчете на одну акцию выросли на 87% до 1,34 долларов.

Хотя такие темпы роста тоже многим на зависть, они далеки от тех, к которым компания привыкла в 1990-е годы. В результате в первом квартале 2006 года акции «Microsoft» продавались уже за половину той цены, какая была на 31 декабря 1999 года, а отношение цены к прибыли упало с 75 до, примерно 20.

Инвесторы, купившие акции «Microsoft» в 1999 году, по-прежнему владеют замечательной, великой компанией, но им придется ждать многие годы, чтобы вернуть вложенные деньги.

В номере журнала «Fortune» за август 2000 года была опубликована статья под заголовком «10 самых надежных для инвестирования компаний на ближайшие десять лет» («10 Stocks to last the decade»). В число рекомендуемых компаний (охарактеризованных как «Вот портфель акций «купи и забудь», позволяющий вам смело уходить на пенсию, как только вы этого захотите») входили Broadcom, Charles Schwb, Enron, Genentech, Morgan Stanley, Nokia, Nortel Networks, Oracle, Univision, Viacom.

Профессор Колумбийского университета, Луис Ловенстайн обнаружил, что к концу 2002 года котировки акций этих десяти компаний упали в среднем на 80%. И даже после того, как в 2003 году рынок частично восстановил утраченные позиции, совокупные потери составили 50%. Можете отправляться на пенсию, если ничего не имеете против того, чтобы питаться холодными консервами и жить в палатке.  

Почему так важно знать внутреннюю стоимость акций? Разве стихийные колебания рыночных котировок акций как-то связаны с их действительной стоимостью? Это верно, что акции время от времени продаются дороже их внутренней стоимости или дешевле ее. Некоторые инвесторы любят играть с рынком, подхватывая намечающие тенденции.

Это называют моментным инвестированием, пишет Крис. Если акции растут, люди их покупаю в надежде, что успеют избавиться от них до того, как рост сменится спадом. Однако такого рода инвестирование требует знаний и проницательности скорее божественного порядка, нежели земного.

Внутренняя стоимость важна тем, что позволяет инвестору воспользоваться временными ценовыми перекосами. Если акции продаются дешевле их внутренней стоимости, велика вероятность, что рынок рано или поздно это заметит и котировки поднимутся до уровня, точнее отражающего истинную силу компании.

Или компания может решить самоликвидироваться по цене, соответствующей ее действительной стоимости. Или придет корпоративный рейдер и попытается выкупить ее по цене, близкой к действительной стоимости.

Если акции котируются выше их действительной стоимости, компания рискует пасть жертвой «синдрома голого короля». Именно это произошло весной 2000 года, когда лопнул мыльный пузырь высокотехнологических и телекоммуникационных компаний.

Инвесторы поняли, что многим из этих новоиспеченных Интернет-компаний не суждено развиться и стать солидными предприятиями с реальными прибылями, которые оправдали бы такие высокие цены на их акции. В результате произошла драматическая переоценка ценностей в сторону понижения.

Когда рынок переоценивает чрезмерно завышенные акции в сторону понижения, происходит то, что Грэм называл – и я вслед за ним называю – «перманентной потерей капитала». Если акции обычной, не слишком популярной компании переживают стадию спада, как это часто случается, вы можете утешать себя мыслью, что они все равно стоят больше, чем вы за них заплатили, и что когда-нибудь спад вновь сменится подъемом.

Если же акции были сильно переоценены и пузырь лопается, исторический опыт свидетельствует о том, что шансов у компании вновь вернуться к прежней разумной цене практически нет. Можно ли инвестору, который купил акции «JDS Uniphase» по 140 долларов, после чего они упали до уровня 2 долларов, наедятся, что они снова будут стоить 140? История говорит «нет». Это и есть перманентная потеря капитала.

И подобное на нашей памяти происходило не раз. Пузырь 1990-х годов- самый свежий пример. Такая же последовательность событий наблюдалась и в начале 1970-х годов, когда инвесторы довели котировки группы фаворитных акций роста до абсурдных высот. Потери по этим акциям составили больше 70%, а ведь за многими этими акциями стояли реальные предприятия, в отличие от Интернет-фантомов 1990-х годов.

Источник: www.vyborakziy.ru



Версия для печати
Назад, к обзору всех новостей на сайте