Каким видам бизнеса не страшен кризис

04-06-2009
Каким видам бизнеса не страшен кризис Во время всякого кризиса находятся отрасли, которым он совершенно не страшен. Для некоторых бизнесов справедлива поговорка: "Кому война, а кому – мать родна": чьи-то проблемы для них, как, например, для владельцев магазинов-дискаунтеров, автоматически означают рост доходов за счет ставших экономить на более дорогих продуктах и услугах потребителей.

Правда, как показывает практика, в каждой стране выигрывают от кризиса очень разные бизнесы: в США это, например, здравоохранение и производство алкоголя, у нас же эти отрасли к числу победителей не причислишь. Со здравоохранением все понятно: если в США оно в основном частное, а деньги приходят со стороны страховых компаний, чьи полисы есть у каждого, то в России частное здравоохранение до сих пор в зачаточном состоянии, а полисы – удовольствие для среднего класса, изрядно потрепанного финансовой бурей. А вот с алкоголем, кажется, все не так просто: согласно официальной статистике его потребление снизилось. Россияне стали больше трудиться и меньше отдыхать? Не факт: скорее всего, просто покупают более дешевые и зачастую контрафактные напитки. У нас свои лидеры: например, компьютерные игры, в которые россияне не перестают играть, несмотря на все невзгоды, и даже спам, росший в последнее время просто фантастическими темпами. Slon.ru составил десятку отраслей, оказавшихся устойчивыми к кризису, где можно начинать новые бизнес-проекты.

КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ

Несмотря на кризис, люди не стали посвящать меньше времени компьютерным играм. Результаты, которые показывает российская игровая индустрия, по нынешним временам выглядят фантастическими: например, число подписчиков онлайн-игр российской компании Astrum Online удвоилось меньше чем за полгода, достигнув 20 млн пользователей, а доходы издателя небольших игр Alawar Group выросли в первом квартале в два раза по сравнению с тем же кварталом прошлого года – ровно так же, как и до кризиса. В чем секрет такой популярности игр? Они дают отличную возможность отдохнуть и занять свободное время, при этом стоят дешевле, чем, скажем, поход в кино.

ФАСТФУД

Владельцы недорогих закусочных потирают руки: и во время кризиса людям хочется есть. В отличие от обычных ресторанов, где не столько кормят, сколько дают возможность хорошо провести время, в заведениях фаст-фуда именно кормят, причем относительно недорого. Поэтому никаких проблем с недостатком посетителей у них нет: например, у ресторанов "Ростик'c" показатели по сравнению с прошлым годом выросли примерно на 10%, а совладелец сети Ростислав Ордовский-Танаевский Бланко намерен открывать новые заведения. Не он единственный: "Макдональдс" собирается открыть в России в этом году 30 новых ресторанов, а его основной конкурент – сеть Burger King – наконец должна в этом году запустить первые рестораны в России.

СПАМ

Когда в прошлом году американцы отключили провайдера McColo, через который шла львиная доля спамерского трафика, объемы спама во всем мире рухнули на 65%. Победа оказалась недолгой – через короткое время спамеры восстановили свои позиции. Всего же за прошлый год число спамерских сообщений, по данным компании Symantec, выросло почти втрое до 350 млрд сообщений. При этом Россия уверенно вырвалась вперед, заняв второе место среди стран-рассыльщиков спама: на ее долю пришлось 6%, или 21 млрд всех сообщений – рост почти в шесть раз! Кризис не помеха, скорее наоборот: для многих компаний, особенно небольших, стоимость традиционной рекламы стала слишком высокой, из-за чего они резко сократили объемы рекламы. Спам может стать для них неплохой альтернативой.

КОСМЕТИКА

Даже в плохие времена люди хотят выглядеть хорошо – а это дает шанс производителям косметики и парфюмерии. Нет денег, чтобы купить новую норковую шубу? Не беда: покупка хорошей помады может доставить не меньшее удовольствие, при этом денег придется потратить на порядок меньше. Такими соображениями производители парфюмерии и косметики обосновали проявившийся после кризиса 2001 года "эффект губной помады", когда продажи помады в США удвоились. Российские производители в выигрышном положении: если женщины и отказываются от косметики, то от самой дорогой, переходя на более доступные аналоги – которые, как выясняется, практически не хуже. Вполне возможно, что так будет и на этот раз. Во всяком случае, пока продажи и не думают падать.

ФАРМАЦЕВТИКА

Каким бы жестоким ни был кризис, люди не станут отказываться от необходимых им лекарств. Даже если речь идет о замене дорогого препарата более дешевым аналогом, покупатели не склонны экономить, особенно если дорогое лекарство прописал пользующийся доверием врач. Именно поэтому российские фармпроизводители чувствуют себя весьма неплохо – в отличие от, скажем, аптечных сетей, бурно развивавшихся на заемные деньги. Правда, поучаствовать в дележе фармацевтического пирога будет очень непросто: рынок крайне зарегулирован, и для выхода на него потребуется три – четыре года. Зато можно вкладываться в разработку новых революционных лекарств, спрос на которые будет даже в самые худшие времена – правда, такие инвестиции настолько же рискованны, как и венчурные.

УСЛУГИ ДЛЯ БИЗНЕСА

В отличие от сдачи в аренду коммерческой недвижимости, многие другие бизнесы в секторе b2b от кризиса пострадали мало. Как раз наоборот: растут неплатежи, учащаются банкротства – значит, появляется дополнительный спрос на юридические услуги. Небольшой компании стало затратно содержать бухгалтера – она отдает бухгалтерию на аутсорсинг. Бухгалтерским фирмам порой приходится даже отказываться от новых клиентов – не позволяют мощности. Создать свою компанию в этих секторах, обладая необходимыми навыками и имея знакомых специалистов, проще простого. Клиентов же можно заполучить, просто потратив небольшую сумму на дешевую интернет-рекламу.

ДИСКАУНТЕРЫ

Еще в октябре опросы общественного мнения показали, что россияне готовы отказаться от дорогих продуктов в пользу более дешевых. Через пару месяцев оказалось, что это были отнюдь не пустые слова: от кризиса пострадали в первую очередь магазины, торгующие премиальными товарами, в то время как посещаемость и обороты гипермаркетов и магазинов-дискаунтеров только росли. Результаты говорят сами за себя: выручка одного из лидеров дисконтной торговли сети "Магнит" в апреле по сравнению с прошлым годом выросла на 33,7%, хотя торговые площади – лишь на 25,5%. Повторить подвиг владельца "Магнита" Сергея Галицкого будет непросто – но и не невозможно.

СЕТЕВОЙ МАРКЕТИНГ

Несмотря на не лучший имидж, сложившийся у сетевого маркетинга, результаты компаний, использующих для сбыта своих товаров этот принцип, вызывают изумление. Так, Amway, торгующая не самыми дешевыми косметикой, бытовой химией и средствами личной гигиены, в феврале 2009 года продала на 18% больше, чем годом ранее. Похожие результаты и у других компаний. Удастся ли им сохранить такие показатели и в будущем? Не исключено. Ведь в их распоряжении – огромная армия продавцов, для многих из которых заработок на торговле – единственный источник дохода.

ЛОТЕРЕИ

Государственная лотерея с незамысловатым названием "Гослото" в ноябре прошлого года запустилась как нельзя более вовремя. Кризис кризисом, а купить за двадцать рублей шанс неожиданно разбогатеть с точки зрения психологии – выгодная сделка. Во времена кризиса желающих поиграть с судьбой, практически ничего за это не платя, становится только больше. Кризис 1998 года это успешно доказал: продажи "Русского лото" тогда взлетели до 13 млн лотерейных билетов на один тираж. Создать свою моментальную лотерею можно и сейчас – достаточно лишь получить лицензию.

ЭЛЕКТРОННАЯ ТОРГОВЛЯ

Это традиционные торговцы страдают от кризиса: они тратили слишком большие деньги, чтобы открывать новые точки продаж. Компаниям, торгующим через интернет, куда проще: капитальные инвестиции минимальны, а удобства для пользователей очевидны. Поэтому, и несмотря на кризис, прогнозируют аналитики "Интегрума", оборот электронной коммерции даже в долларах вырастет в этом году на 14% до $2,8 млрд. В России уже 40 млн человек пользуются интернетом, логично ожидать, что они все чаще будут покупать товары и услуги через интернет, экономя свои деньги. Самое время браться за создание собственного Amazon.

Версия для печати
Назад, к обзору всех новостей на сайте