Проклятие безупречности. Чем опасен перфекционизм и как с ним бороться

01-06-2016
Проклятие безупречности. Чем опасен перфекционизм и как с ним бороться

Перфекционизм — явление неоднозначное. С одной стороны, он заставляет нас усерднее работать и избегать глупых ошибок, которые губят перспективные проекты. С другой стороны, перфекционизм снижает продуктивность, тормозит работу и приводит к разочарованиям.

В этой статье мы расскажем, чем чреват перфекционизм в среде управленцев и как отличить созидательный перфекционизм от разрушительного.

Симптомы перфекционизма

Перфекционизм рождается из лучших побуждений. Руководители берут на себя ответственность за отдел или целую компанию и добиваются качественной работы.

Если перфекционизм выходит за пределы разумного, это губит бизнес — сотрудники теряют мотивацию, а компания упускает новые возможности.

Типичный пример перфекционизма — повторная проверка данных, полученных от подчиненных или коллег. В некоторых сферах — медицина, авиация, инженерные разработки — это жизненно необходимо. Во многих других отраслях такой подход только увеличивает временные затраты, но мало влияет на результат. Добиваться идеальности там, где это не нужно, — дорого и бессмысленно.

Президент консалтинговой компании «Пивэт Лидершип» Дэвид Дотлих и ведущий бизнес-консультант Питер Кейро в книге «Темная сторона силы. Модели поведения руководителей, которые могут стоить карьеры и бизнеса» назвали перфекционизм одним из факторов, способных подорвать карьеру топ-менеджера.

Авторы выделили пять симптомов, по которым можно диагностировать перфекционизм в работе управленца.

Нежелание делегировать — один из самых явных признаков перфекционизма. Перфекционист избегает делегирования, потому что уверен — никто не выполнит работу так же хорошо, как он сам. Перфекционист боится, что сотрудники будут недостаточно бдительны, внимательны, аккуратны и не смогут проанализировать ситуацию с разных сторон.

Акцент на форме вместо содержания. Перфекционист не станет утверждать, что хорошо оформленный отчет лучше качественного и информативного. Однако он склонен тратить неадекватное количество времени для наведения внешнего лоска.

Специфика работы топ-менеджеров отчасти объясняет их тягу к непрофильной деятельности. В основном руководители работают над долгосрочными проектами, так что порой им приятно заняться тем, что приносит немедленные результаты, будь то декор офиса или форматирование отчета. Но это не должно входить в привычку.

Невнимание к людям. Некоторые перфекционисты застревают в процессном управлении. Они концентрируются на внедрении новых методологий, процедур и других технических аспектах, забывая установить взаимоотношения с сотрудниками. Управлять людьми гораздо сложнее, чем процессами. Это требует больше сил и времени. Если вы отдаляетесь от людей и находите отдушину в совершенствовании рутины и рабочих методов, это плохой знак.



Игнорирование очевидного. Если вы зациклены на мелочах, новые тенденции в бизнесе проходят мимо вас. Хороший управленец должен замечать изменения на рынке — от появления новых игроков до внедрения передовых технологий — и отвечать на них соответствующей стратегией.

Замкнутость в порочном круге. Когда перфекционист терпит неудачу, он испытывает стресс. Но стресс только усугубляет перфекционистские наклонности. Чтобы справиться с ним, перфекционист начинает выполнять работу еще более тщательно. На практике это подстегивает беспокойство и ухудшает результаты, так как быть идеальным очень трудно, практически невозможно.

Последствия перфекционизма

Невозможно победить перфекционизм, пока вы не осознаете его последствий для карьеры и бизнеса. Перфекционизм заставляет тратить больше времени на доработку мелких деталей, но это не самый большой его недостаток. Остальные последствия гораздо опаснее.

Эмоциональное выгорание. Перенапряжение, проблемы со сном, потеря радости от работы — симптомы эмоционального выгорания неизбежно настигают руководителя-перфекциониста. Вы разрушаете здоровье и ставите под угрозу карьеру — в состоянии стресса вероятность принять неправильное решение возрастает.

Упущенные возможности. Менеджеры других компаний реагируют на рыночные изменения быстрее, чем вы. Конкуренты внедряют продукты или идеи, над которыми вы только работаете. Предсказуемые события застают вас врасплох. Пока вы перепроверяете работу за подчиненными, вы упускаете возможность для развития компании и повышения ее стоимости.

Микроменеджмент. Если вы контролируете каждый шаг своих подчиненных, это подрывает их мотивацию и эффективность работы. Та же проблема с избеганием делегирования. Если ваши люди не получают новых интересных задач, работа превращается в череду механических операций.

Здоровая альтернатива

Чтобы не пасть жертвой перфекционизма, нужно научиться отличать высокие стандарты от маниакального стремления к совершенству.

Профессор в сфере организационного поведения Тал Бен-Шахар в книге «Парадокс перфекциониста» разделяет два понятия: перфекционизм и оптимализм.

Перфекционист ставит недостижимые цели и определяет свою ценность только с точки зрения успеха. Он отрицает реальность и стремится к идеальной жизни. Такой подход часто приводит к разочарованию в жизни и нервным расстройствам.

Оптимализм — здоровая альтернатива перфекционизму. Оптималист принимает реальность такой, какая она есть. Он осознает, что время, деньги и другие ресурсы ограниченны. Поэтому оптималист пытается прожить не идеальную жизнь, но наилучшую из всех возможных.

Тал Бен-Шахар выделяет три главных параметра, которые отличают оптималиста от перфекциониста. Работа над собой в этих сферах поможет вам постепенно перейти на сторону оптимализма.

Отношение к неудачам

Перфекционист стремится к идеальной жизни, поэтому в его картине мира нет места неудачам. Каждый провал, который рано или поздно случается, перфекционист воспринимает как большую трагедию и признак его несостоятельности.

В дальнейшем такое отношение к неудачам формирует устойчивый страх ошибки. Перфекционист соглашается участвовать только в тех мероприятиях, где ему гарантирован успех. Страх провала мешает ему браться за сложные задачи и, как следствие, препятствует развитию.

Оптималист относится к неудачам по-другому. Провалы тоже огорчают его, но оптималист знает: неудачи — естественная часть полноценной жизни. Неудачи помогают оптималисту лучше оценить свои способности и выделить направления для работы над собой.

Принятие эмоций

Перфекционист думает, что счастливые люди не испытывают отрицательных эмоций. Его выдуманная идеальная жизнь наполнена исключительно позитивными чувствами.

Когда негативные эмоции все же настигают перфекциониста, он отгоняет переживания и ругает себя за них. Перфекционист уверен — таких эмоций быть не должно. Но подавление эмоций приводит только к разрастанию беспокойства и дискомфорта.

Оптималист не считает, что постоянно должен светиться от счастья. Он воспринимает негативные эмоции естественно. Оптималист разрешает себе злиться и печалиться, если таковы обстоятельства. Оптималист не экстраполирует текущие эмоции на всю жизнь, поэтому минутный порыв гнева или печали не превращают его в неуравновешенного или депрессивного человека.

Признание успеха

Перфекционист, как и оптималист, стремится к успеху. Но перфекционист ставит перед собой недостижимые цели.Таким образом, он заведомо отрицает возможность успеха и обрекает себя на недовольство жизнью.

Каких бы высот ни достиг перфекционист, он всегда будет неудовлетворен.

Также перфекционист не может жить спокойно, если кто-то добился большего, чем он. Перфекционист отказывается признавать ограниченность своих временных и физических ресурсов. Он хочет быть идеалом во всех сферах жизни.

Оптималисты знают о несовершенствах реального мира. Они ставят высокие, но достижимые цели. Оптималист не пытается превзойти всех на свете.

«Быть лучшей версией себя» — девиз подлинного оптималиста.

Именно такое отношение позволяет оптималистам вести жизнь на высоком уровне, испытывая удовлетворение от собственных свершений, а не разочарование от того, что еще не достигнуто.

Становимся оптималистами

Между перфекционизмом и оптимализмом тонкая грань, но большие различия в результатах.

Если первый связан с бесконечными терзаниями и самоуничижением, то второй ведет к счастливой наполненной жизни.

Помните об ограниченных ресурсах. У каждого из нас не так много времени. Неразумно тратить его на непрерывное совершенствование ненужных вещей. Лучше займитесь тем, что действительно важно.

Не ждите идеальных условий. Перфекционизм мешает компаниям использовать новые возможности и тормозит творческое развитие. Начните действовать прямо сейчас и добейтесь наилучшего результата с учетом текущих ограничений.

Не бойтесь неудач. Воспринимайте неудачи как естественную часть жизни. Извлекайте уроки и идите дальше. Неудача не означает, что вы плохой руководитель.

Примите свои эмоции. Счастливые люди, которые постоянно радуются и улыбаются, — всего лишь миф. На самом деле негативные эмоции — неотъемлемая часть человеческой жизни. Неприятные чувства время от времени испытывает каждый, не вините себя за них.

Цените успех. Ставьте реальные цели и радуйтесь достижениям. Не ориентируйтесь на тех, кто достиг большего, — растите профессионально относительно себя самого.

Источник: www.thebigplans.ru

Версия для печати
Назад, к обзору всех новостей на сайте